Вго что это такое в нефтепереработке

Вго что это такое в нефтепереработке

Гидрокрекинг — один из видов крекинга, переработка высоко кипящих нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля или деасфальтизата для получения бензина, дизельного и реактивного топлива, смазочных масел, сырья для каталитического крекинга и др. Проводят под действием водорода при 330-450 °С и давлении 5-30 МПа в присутствии никель—молибденовых катализаторов.

В процессе гидрокрекинга происходят следующие превращения:
1. Гидроочистка — из сырья удаляются сера-азотсодержащие соединений;
2. Расщепление тяжелых молекул углеводородов на более мелкие;
3. Насыщение водородом непредельных углеводородов.

Гидрокрекинг — процесс, направленный на получение высококачественных керосиновых и дизельных дистиллятов, а также вакуумного газойля путём крекинга углеводородов исходного сырья в присутствии водорода. Одновременно с крекингом происходит очистка продуктов от серы, насыщение олефинов и ароматических соединений, что обуславливает высокие эксплуатационные и экологические характеристики получаемых топлив. Например, содержание серы в дизельном дистилляте гидрокрекинга составляет миллионные доли процента. Получаемая бензиновая фракция имеет невысокое октановое число, её тяжёлая часть может служить сырьём риформинга.

В зависимости от степени превращения сырья различают легкий (мягкий) и жесткий гидрокрекинг.

Легкий гидрокрекинг — процесс, проходящий при давлении 5 МПа и температуре 380-400°С и избытке водорода в одном реакторе (стадии), который направлен на получение дизельного топлива и сырья каталитического крекинга.

Жесткий гидрокрекинг — процесс, проходящий при давлении 10 МПа и температуре 380-400°С и избытке водорода в нескольких реакторах (стадиях), который направлен на получение дизельного топлива, керосиновых и бензиновых фракций.

Технологическая схема принципиально схожи с гидроочисткой — сырьё, смешанное с водородосодержащим газом, нагревается в печи, поступает в реактор со слоем катализатора, продукты из реактора отделяются от газов и поступают на ректификацию. Однако, реакции гидрокрекинга протекают с выделением тепла, поэтому технологической схемой предусматривается ввод в зону реакции холодного водородосодержащего газа, расходом которого регулируется температура.

Гидрокрекинг — один из самых опасных процессов нефтепереработки, при выходе температурного режима из-под контроля, происходит резкий рост температуры, приводящий к взрыву реакторного блока.

Аппаратурное оформление и технологический режим установок гидрокрекинга различаются в зависимости от задач, обусловленных технологической схемой конкретного НПЗ, и используемого сырья. Гамма сырья гидрокрекинга довольно широкая — прямогонный вакуумный газойль, газойли каталитического крекинга и коксования, побочные продукты маслоблока, мазут, гудрон.

Установки гидрокрекинга, как правило, строятся большой единичной мощности — 3-4 млн. тонн в год по сырью.

Нефтепродукты — это смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые путем переработки нефти и попутных нефтяных газов.

По сути, нефтепродукты – это любые вещества, полученные в результате переработки нефтяного сырья. Однако, на практике наиболее широко используются так называемые товарные нефтепродукты. Они, как правило, представляют собой смесь определенного состава из нескольких индивидуальных веществ с характерными для данного товарного продукта свойствами.

Читайте также:  Как правильно за городом или загородом

В течение некоторого периода после открытия нефти, ее не подвергали переработке, а использовали в сыром виде в качестве горючего или смазочного материала. Более тяжелую нефть, как правило, выходящую на поверхность, применяли в строительстве, например, для замазывания швов и т.п.

Позднее нефтедобытчики поняли, что нефть разумнее не сжигать в сыром виде, а перерабатывать и получать из нее более ценные вещества. Одним из таких продуктов стал керосин для осветительных ламп, который заменил распространенный в то время китовый жир. Для производства первых нефтепродуктов использовались простейшие нефтеперегонные кубы – предки современных ректификационных колонн.

Стоит отметить, что знаменитый русский ученый Д.И. Менделеев, вовремя осознав ценность нефть, посвятил значительную часть своих работ ее изучению. Именно ему принадлежит известная фраза: «Сжигать нефть — все равно, что топить печь ассигнациями».

Сегодня, принимая во внимание прогресс в сфере нефтепереработки, никто не возьмется опровергать это утверждение, и не будет оспаривать тот факт, что основная ценность нефти заключается именно в производимых из нее веществах – нефтепродуктах.

Сегодня ассортимент выпускаемых нефтеперерабатывающими предприятиями продуктов насчитывает порядка 500 различных наименований. Это вещества различных агрегатных состояний, которые, могут представлять собой как индивидуальные соединения, так и смеси углеводородов определенного состава.

К индивидуальным веществам относятся такие соединения, как, например, бензол или толуол.

Ярким примером смесей углеводородов являются товарные бензины, представляющие собой компаундированную смесь получаемых в процессе нефтепереработки соединений, которая соответствует по ряду свойств требуемым нормативам. Название же товарных бензинов сохраняется от основного компонента данной смеси – бензиновой фракции.

Классификация нефтепродуктов

Продукты нефтепереработки классифицируются по целому ряду различных параметров. Очевидно, их можно разделить, например, по агрегатному состоянию на:

Кроме этого, выделяют несколько классов по степени опасности веществ в зависимости от температуры вспышки:

  • I класс (t вспышки менее 28 C) – бензины
  • II класс (t вспышки 28. 61 C) – керосины, дизельное топливо ДА
  • III класс (t вспышки 61. 120 C) – дизельное топливо, мазут
  • IV класс (t вспышки более 120 C) – масла, битумы, парафин

Однако самая распространенная классификация нефтепродуктов — это их разделение в зависимости от области применения:

  • Топливо
  • Моторное топливо
  • Бензины
  • Дизельное топливо
  • Реактивное топливо (авиационный керосин)
Читайте также:  Боятся ли жидкие обои влаги
  • Энергетическое топливо
    • Газотурбинное топливо
    • Котельное топливо
    • Судовое топливо
    • Нефтяные масла
      • Смазочные масла и пластичные смазки
      • Не смазочные масла (трансформаторные, конденсаторные и пр.)
      • Углеродные и вяжущие материалы
        • Нефтяной кокс
        • Битум
        • Гудрон
        • Пек
        • Нефтехимическое сырье
          • Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол и пр.)
          • Сырье для пиролиза (смесь газов – предельных углеводородов)
          • Твердые углеводороды (парафины, церезины)
          • Нефтепродукты специального назначения
            • Термогазойль
            • Осветительный керосин
            • Растворители (ацетон, уайт-спирит)
            • Топливные присадки
            • Основную долю получаемых из нефтяного сырья продуктов переработки составляют различные виды топлива. Так, на моторное топливо приходится порядка 60% от всего объема производства нефтепродуктов.

              Следующая по значимости группа нефтепродуктов – нефтяные масла. Помимо прямого назначения горюче-смазочные нефтяные материалы, входящие в данную группу могут использоваться в качестве антикоррозионных и теплоотводящих составов, например, для заливки трансформаторов.

              Довольно обширный класс нефтепродуктов представляют углеродные и вяжущие материалы. Яркий представитель данной группы – битум, в огромном количестве используемый в составе асфальта для дорожных покрытий и в строительстве.

              Стоит отметить, что некоторые нефтепродукты выступают не как готовые к использованию вещества, а в качестве сырья для дальнейшего нефтехимического синтеза. В основном это получаемые в процессе нефтепереработки газы. Сюда также можно отнести некоторые ароматические соединения – бензол, толуол, парафин и пр.

              Производство нефтепродуктов

              В зависимости от типа продукта его производство может включать несколько стадий. Однако основной этап для всех видов – разделение нефти на фракции (или перегонка нефти) в ректификационной колонне. Далее выделенные фракции подвергаются дальнейшей переработке, а полученные вещества — очистке и, возможно, смешению (компаундированию) для получения удовлетворяющих спецификации товарных нефтепродуктов.

              Более подробно технологии получения тех или иных нефтепродуктов рассмотрены в соответствующих статьях.

              Транспортировка нефтепродутов

              Транспортировка продуктов нефтепереработки осуществляется несколькими способами:

              • наливом, в специальных емкостях
              • навалом, в контейнерах
              • в специальной таре
              • по трубопроводу

              Газообразные нефтепродукты сжижают и транспортируют в специальных цистернах под давлением.

              Жидкие продукты, такие как бензин, дизельное топливо, керосин и др. перевозят железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в специальных цистернах, а также по трубопроводу, который называется нефтепродуктопровод.

              Некоторые виды масел и растворителей перевозят уже разлитыми в готовую для продажи или специальную тару.

              Твердые нефтепродукты, такие как нефтяной кокс транспортируют навалом преимущественно в железнодорожных вагонах.

              Стивидор заработает на смеси углеводородов различного строения

              Стивидор заработает на смеси углеводородов различного строения

              Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) рассматривает возможность работы с ещё одним нефтепродуктом – вакуумным газойлем (ВГО). Соседний терминал, переваливающий этот нефтепродукт, тоже не прочь увеличить мощности, но этому препятствует пропускная способность железной дороги.

              Читайте также:  Как поставить брызговики на ваз 2107

              За последние несколько лет объёмы производства ВГО увеличились по стране в 8 раз – до 8 млн тонн, рассказывает менеджер по маркетингу ПНТ Кирилл Котин. Специалисты ПНТ оценивают перспективы транспортировки вакуумного газойля с башкирских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) или с Нижнекамского НПЗ. Решение будет принято в начале 2010 года. Примерная стоимость строительства дополнительных резервуаров вместимостью 40 тыс. тонн составит $1,5 млн, сроки – полтора года.

              В период летней навигации ВГО можно возить по Волго-Балтийскому каналу, всё остальное время – в цистернах по железной дороге. «Раньше мы не рассматривали перевалку этого вида нефтепродуктов из-за скромных объёмов – только 1 млн тонн в год по стране. Сейчас ввиду возможности получения трейдерами большей маржи при реализации ВГО на внешнем рынке по сравнению с мазутами объёмы его производства и экспорта существенно выросли», – сообщил Кирилл Котин.

              За счёт перевалки ВГО мощность терминала может увеличиться на 1 млн тонн в год.

              В отделе перевозок топливных, наливных и металлургических грузов департамента управления перевозками ОАО «РЖД» считают, что если ПНТ увеличит свои производственные мощности, могут возникнуть проблемы на припортовой станции Автово. «Там всего восемь подъездных путей, на которые приходят как сухогрузы, так и налив. Иногда приходится задерживать одни вагоны, чтобы разгрузить вторые, и наоборот», – говорят в компании.

              На Северо-Западе около 3 млн тонн ВГО в год переваливает РПК «Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» (принадлежит НК «ЛУКОЙЛ»). В пресс-службе «ЛУКОЙЛа» отметили, что конкуренции со стороны ПНТ не опасаются: «ВГО идёт с наших же заводов, сторонние поставки редкие и небольшие». В компании говорят, что для расширения мощностей терминала (сейчас 14 млн тонн в год) необходимо увеличить пропускную способность железнодорожной ветки.

              «Привлекательность экспорта российского ВГО значительно выросла за последний год. НПЗ в Европе и США сокращают потребление нефти в связи со снижением маржи первичной переработки и наращивают закупки альтернативного сырья для установок глубокой переработки. В условиях повышенного спроса на ВГО предложение продукта снижается из-за низкого объёма переработки нефти» – говорит директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов.

              По его словам, страны СНГ экспортируют около 1 млн тонн ВГО в месяц, из которых около 75% вывозится через порты Балтийского моря.

              Ссылка на основную публикацию
              Вапорайзер из лампочки своими руками
              Вапорайзер - устройство, используемое больше для оздоровления, а не только для избавления от вредных привычек (курение), используется и для ингаляций....
              В чем отличие ресанта 190а и 190к
              Сварочные инверторы глазами сервисного инженера. Сварочные инверторы глазами сервисного инженера. Обзор серии Ресанта САИ 160- 250 ПН. Один из самых...
              Вапорайзер из лампочки своими руками
              Вапорайзер - устройство, используемое больше для оздоровления, а не только для избавления от вредных привычек (курение), используется и для ингаляций....
              Вго что это такое в нефтепереработке
              Гидрокрекинг — один из видов крекинга, переработка высоко кипящих нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля или деасфальтизата для получения бензина, дизельного...
              Adblock detector